Бобровая Лебедянка - Лебедянь 48
Блог города Лебедянь



Бобровая Лебедянка

Бобровая Лебедянка

  Бобровая Лебедянка.

  Речка Лебедянка начинается у села Большие Избищи и сливается с Доном на южной окраине Покрово-Казацкой Слободы, пробежав с востока 23 километра. Её живописная пойма пролегает в глубокой долине, берега поросли редколесьем и степными травами, склоны усыпаны камнями: известняками и песчаниками, по-народному – голышами. Известняки образовались на морском дне из панцирей морских животных, а песчаники получились из спрессованного песка. Первые представляют интерес, когда громоздятся скалами, а вторые часто несут изображения людей и животных.

Святой родник в устье Лебедянки.

  Недалеко от впадения Лебедянки в Дон, у самого уреза воды правого берега, бьёт мощный ключ, перемалывая серый песок, а над ним стоит шатёр часовенки. Родник чистый, поэтому вода пригодна для питья. Кто из лебедянцев её не пробовал? От этого Святого родника я и начал свой автомобильный поход, потому что пройти пешком такой маршрут в один день тяжело. На самой последней улице Слободы, называемой в народе Кубышинкой, встретился Сергей, разумеется,  Кубышин. Такой дубль сразу же посулил удачное путешествие. Кто может знать эти места лучше? Сергей послужил проводником по берегам речки на участке от своего дома до трассы Липецк – Данков, и охотно рассказывал про родные места, знакомые до последней песчинки. Если бы не он, то ничего интересного я бы не нашёл.

Сергей Кубышин у провала в каменоломню.

  В двух сотнях метров от усадьбы Сергея находится каменный карьер, а под ним скрывается древнейшая подземная каменоломня. Камень на Лебедянке ломали в течение трёх веков, как минимум, с 18 века, и лебедянцы отстраивали из него свои усадьбы и прочие казённые сооружения. Не имеет смысла подробно рассказывать сам процесс добычи. Он мало чем отличается от способа разработки каменного угля, разве что там пыль чёрная, а здесь – белая, а работа в древности была полностью ручной. Открытые выходы известняков на берегах Лебедянки скоро разобрали, пришлось углубляться в холмы, а нам осталось сожалеть и гадать, сколь живописны были древние скалы. Добывать камень открытым способом не выгодно – насыпной пласт грунта здесь более десяти метров, его снимать тяжело. Добытчики постепенно углублялись во внутрь склонов, в рукотворные пещеры, выламывая камушек за камушком. Дельные глыбы выносили на поверхность, а отходами засыпали пустые штольни. Прежде, чем плитняк использовать для кладки, он вылёживался на открытом воздухе до пяти лет – самый слабый за это время рассыпался в щебёнку, а что осталось – шло в дело. Камни не выдерживали перемены среды – в недрах земли влажность и температура постоянная, около шести градусов, а на поверхности она колеблется в широких пределах. Постепенно образовались штольни длиной более километра со многими ответвлениями, следы от выработок заметны на протяжённом участке по обоим берегам.

  Катакомбы мало кто видел, однако легенд о них сложено много. Начиная с 2002 года, несколько научных экспедиций детально обследовали некоторые подземелья, их отчёты можно отыскать в сети Интернета, а что в реальности? Входы засыпали, во избежание несчастных случаев из-за осыпания грунта, потом поговорили и слегка помечтали об устройстве туристического центра. В карьере запретили добычу, чтобы сохранить уникальный подземный комплекс. А вот нам повезло. Накануне некто увёз несколько самосвалов щебёнки и при этом обрушил потолки двух параллельных штолен на нижней площадке карьера. И как это экскаватор не провалился в преисподнюю?!

Провал в штольню каменоломни.

Дыра, открывшаяся в одном из провалов, была не большой, а в другом получилась диаметром до метра. Её координаты 53 градуса 17.425 минут и 39 градусов 05.246 минут. Опускаться под землю мы побоялись – щебёночный грунт крошился и осыпался прямо на наших глазах. Мне удалось снять внутреннюю полость через это отверстие. В полумраке отчётливо виднелась пещера, уходящая в обе стороны: к Лебедянке и во внутрь холма.

  Мы продолжили путешествие по грунтовой дороге и вскоре попали к первой группе камней-песчаников, лежавших в русле маленького отрога на высоте северного берега. Плиты и валуны здесь и по всей речке, в большинстве своём, серого цвета. Одна из плит представила нам скульптуру толстого Быка с головой, пузатым телом и коротким хвостом, а под другой лиса устроила нору, как в укреплённом доте.

  Вскоре подкатили к автодрому, где периодически проводятся кроссы. В центре трассы, укреплённой старыми автопокрышками, виляющей по склону правого берега Лебедянки, находится горизонтальная площадка размером с настоящий стадион, называемая в народе «Лавочка», которая разместилась почти на самом дне речной долины. Если обогнуть Лавочку с восточной стороны, переехать через русло и подняться круто вверх по грунтовой дороге, то попадём на огромный луг, поросший разнотравьем, с россыпью валунов. Здесь разбился советский самолёт, подбитый фашистами. Разумеется, его обломки не валяются, однако площадку с той поры называют Самолётным лугом, который вольно распластался в устье большого оврага, впадающего в Лебедянку с левого берега. В народе этот овраг зовётся «Третьим», а на карте обозначается как «Конен лог». За тысячелетия многие голыши вросли в землю, а на поверхности торчат их макушки.

Две головы Дракона.

Хорошо видна большая оригинальная скульптура Трёхглавого Дракона, и рядом с ним поднимаются три каменных жертвенника, будто по одному на каждую голову, а на одном из алтарей устроен ещё и скульптурный портрет медведя.

  Пройдите метров двести вверх от Дракона по правому берегу Конена лога и зайдите с восточной стороны за посадки в поле – там увидите другое скопление огромных камней-песчаников в точке 52 градуса 59.356 минут и 39 градусов 11.505 минут. Здесь в прошлые века добывали заготовки для мельничных жерновов, поэтому площадка изрыта ямами. Нам осталось созерцать только негодные в дело бракованные плиты и большие валуны, самые неподъёмные и растресканные, если их шевельнуть, то они рассыпятся.

Берёзовый камень и Сергей Кубышин.

В одной из каменных трещин даже берёзка выросла. Площадка зовётся Отхожим полем из-за этих непригодных в дело камней, или из-за невозможности использования местности по прямому назначению – поле, усеянное крупными голышами, не распашешь. Однако десятка полтора живописных камней нам всё же осталось.

  Загляните в сам Конен лог – по его руслу тоже  разбросаны валуны: большой жёлтый камень, Чудовище, с телом жирной свиньи, несколько крупных обломков.

  Выше по руслу видна вилка, сложенная тремя аккуратными рукавами оврага, а само место носит странное название «Разгувилки» – похожее на производное от «вилочный разгуляй в логу». Почему-то не «Развилки», как следовало бы? Самый длинный из отрогов приходит к Разгувилкам из-за Данковской трассы. Конен лог и его правый берег хранят большое количество живописных валунов, однако не превосходят грандиозную «Лебедянскую Карелию» из Крутого оврага, впадающего в Лебедянку ниже по руслу, о которой рассказано в очерке «Замок Дива».

  После Конена лога любезный проводник Сергей меня покинул, и посоветовал далее держаться колеи, прокатанной любителями природы по левому берегу Лебедянки. На лёгкой иномарке ехать по этой дорожке не советую, а моя «Самара» вполне справилась с таким бездорожьем, с кочками, поросшими высоким бурьяном. До моста Данковской трассы речка не струится, её русло сухое. При приближении к мосту, появляются заросли камыша, предвестника близкой воды, которая, как оказалось, уходит под землю перед трассой. Видимо, вдали от Дона водоносные пласты лежат ближе к поверхности и не откачиваются скважинами. Населённых пунктов здесь нет. Речная пойма с регулярностью меняет ландшафт, то резко расширяется пологими берегами, а то снова сжимается крутыми. Стало немного скучновато, каменные россыпи больше не попадались, не считая скульптуры одинокого Медведя в натуральную величину, пристроенную на противоположном берегу. И вдруг…

Бобровая плотина.

  Вы когда-нибудь видели настоящую бобровую плотину? Мне повезло, не проскочил мимо неё. Плотина перегородила Лебедянку на расстоянии 1300 метров выше моста. Бобры – звери чудесные, отличные мастера. Каким надо обладать умом, чтобы оценить обстановку, прежде чем строить, выбрать самое узкое место в русле, которое легче всего запрудить. Плотина искусно сплетена из веток, за несколько лет существования проросла ивняком, а чтобы вода меньше просачивалась, промазана илом. Уровень перед запрудой поднялся примерно на полметра, и слышно журчание водосброса. В этом пруду идёт основная жизнь бобровой колонии. Они роют норы в берегах, а выходы делают под воду. К примеру, в устье Красивой Мечи бобры вырыли и устроили квартиры под корнями толстых лозинок, которые удерживают грунт от проседания. Это позволяет спасаться от врагов под водой и проныривать за веточным кормом зимой. Бобры заготавливают корм поздней осенью, а в дело идут только ветки без листвы, их складывают в плавучие острова. Свежие сырые ветки тонут легко, поэтому острова уходят глубоко под воду, как айсберги. Звери подныривают под них, утаскивают нижние прутья в хатку и грызут живые сочные запасы, а наверху бушует метель и стоит стужа. Однако и зимой бобры выходят на берег за кормом. Летом свежих поваленных деревьев вы не увидите, зато проделаны тропинки, по которым они ходят щипать сочную траву на лугах, причём следов от лап не заметно. Тропинки напоминают желоба от бобслея и прокатаны телами в высокой траве. Такие лабиринты вызывают недоумение у несведущего человека, способного всё приписать инопланетянам. Кроме того, на поверхности воды прочерчены трассы от заплывов зверей среди ряски.

 

Бобр.

  Бобр – зверь осторожный, чувствует малейшее колебание воды и сотрясание почвы, даже от шагов человека. При внезапном появлении врагов, он сильно шлёпает хвостом-ластой по поверхности, пугая их, а потом ныряет, и может сидеть под водой до 15-ти минут. Эта повадка и породила миф о безобидных русалках, прыгающих с деревьев в воду, чтобы пугать путников.

  Из тёплого меха бобров на Руси издревле шили шубы и шапки, из-за этого они подвергались варварскому истреблению. Теперь этот мех вышел из моды. В последние десятилетия берега рек заросли лозинками, а звери расплодились по всем рекам области в большом числе, как дельфины прыгают в воде прямо перед окнами моего дома, стоящего на высоком донском берегу недалеко от устья Красивой Мечи. Валят огромные лозинки и тополя прямо на лёд в пределах Калиновки. Совсем обнаглели, выходят даже на огороды, а мой пёс Бизон гонял их, словно кошек, и не смог догнать – настолько они проворны на суше.

  Придерживаясь левого берега, мне удалось пробраться на расстояние 3800 метров от Данковской трассы, сначала по Лебедянке, а потом по балке Вислая, которая вливается с юга. Однако колея зарастала всё сильнее, а луговина стала сильно кочковатой, поэтому пришлось вернуться к своим, почти домашним бобрам.

Примечание: Не все фотографии влезают в ограниченный объём формата данного блога. Полный комплект фотографий смотрите в статье "Бобровая Лебедянка" http://www.proshkolu.ru/user/NikolaiSkuratov/blog/493532/

Статья опубликована в газете «Лебедянские Вести» №7, 20 января 2015.

Николай СКУРАТОВ. Май 2015.

 

Опубликовано: 16.05.2015 18:52 | Просмотров: 1638 | Всего комментариев: 0


Последние новости


   
Погода в Лебедяни
 
 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz