С момента первого упоминания Черепяни в документах прошло около четырёхсот лет. В наше время далеко не каждый её житель сможет ответить, что означает такое наименование? Самая простая версия пытается вывести его от черепковой глиняной посуды. Только причём здесь горшки и чашки, если об их производстве в Черепяни ничего не известно?
Разгадка открылась в таком неподходящем месте, на которое никогда не подумаешь. Увидел я камень-валун в виде гигантского черпака в местном овраге, ахнул и сразу же всё понял, потому что совсем недавно просматривал книгу Александра Гамаюнова «Лебедянский край в начале 17 века», а в ней на странице 163 имеется документальная запись от 1625 года:
«За Богданом же Плещеевым в помесье сельцо Черпянь на реке на Дону и на Черпянском бояраке. А в нём церковь Успения Пречистые Богородицы да придел Козьмы и Демьяна. Да на церковной земли: поп Савва, дьячок Ивашко Тимофеев, пономарь Ивашко Полетаев, проскурница Фетиньица з детьми с Ыгнашком да с Мишкою.
И всего в сельце Черпяни пять дворов крестьянских да пятнадцать дворов бобыльских. Пашни паханые добрые земли двадцать чети, перелогу тридцать чети, дикого поля на пашню пятьдесят чети».
Под «бояраком» подразумевается безымянный овраг, ныне пролегающий вдоль линии железной дороги, и, впадающий в Дон за южной околицей села Черепянь. Не поверите, как ни старался, не смог найти его название на современной географической карте. Однако фактически этот овраг видел и помнит каждый, кто проезжал мимо на поезде. Совсем не случайно в этом чудесном уголке природы в советское время располагался лагерь, в котором гостила одна из моих читательниц – пионерка Оля. Теперь по его заброшенной площадке и по берегам буерака вместо пионеров на одной ножке скачут заскучавшие и загрустившие березки и сосны.
Чтобы поддержать моё увлечение чудесными местами природы, письмо через Интернет прислала теперь уже солидная Ольга Юрьевна Данилова:
«Николай Прокофьевич, может быть Вам будет интересно узнать о нескольких примечательных камнях Лебедянского района, если конечно Вы не слышали о них ранее. Один камень особо крупного размера лежит в овраге за бывшим пионерлагерем недалеко от села Черепянь. В нем большая выемка, куда после дождя собирается вода и ее можно даже черпать рукой. Из-за этого камень в целом напоминает огромное лицо с разинутым ртом. Другой расположен западнее села Павловское рядом с еловым леском и заброшенной деревней Краснополье. Интересен он тем, что, как я помню еще с детства, на нем вычерчено изображение танка и какие-то не то буквы, не то цифры. Причем, судя по прочности камня и глубине рельефа, изображение заняло много времени, и значит, целью художника было не просто хулиганство. Правда, я не знаю легенд, связанных с этими камнями, но наверняка что-то подобное известно местным жителям».
Было известно, Ольга Юрьевна, а теперь позабыто. Люди перестали обращать внимание на памятники природы рядом с собственными поселениями – телевизор куда интереснее. Только не для меня. Павловское пока подождёт, а я ранней весной помчался в указанное место под Черепянью.
Гигантский валун «Черпень» лежит на склоне правого берега буерака. Именно, Черпень – гигантский черпак, предлагающий воду для питья в своём ковшике.
Указанная выемка способна собрать до сорока литров воды. Нижняя чашеобразная форма валуна плавно продолжается массивной рукоятью. Глядя на это чудо природы, сразу вспоминаются русские народные ковши, деревянные, которыми крестьяне хлебали квас, и серебряные музейные, богато инкрустированные затейливой резьбой, в которых подавали меды государям. Обе части изваяния едины и пропорциональны в размерах. Общая длина черпака около пяти метров, а ширина около двух. Его видимая, выступающая из склона часть, потянет тонн на тридцать.
Стоит ли растолковывать, что такой природный феномен, регулярно наполняемый дождевой водой, сразу же был замечен жителями? Легко понять, как от черпака-черпеня получил название «Черпянский боярак», а потом сельцо у этого оврага стали звать «Черпянь», которое слегка трансформировалось в удобопроизносимое – «Черепянь». Настоящий символ села!
В наше время на правом берегу Дона находится улица Черепяни – Задонка, которая стоит в устье большого безымянного оврага. В писцовых книгах Бруслановского стана Елецкого уезда значится деревня «Одоньева на Одоньеве верху под Бруслановым лесом». Она показана на карте 1781 года, как Димитриевское - Адоньево. На карте Шуберта 1826 года на месте Задонки чётко показана деревня Адоньева (Трикурово). Кто ошибся? Поселений с одинаковым названием "Адоньева" в 17 веке было два! Вопрос: владел ли обоими в 17 веке князь Троекуров? Современные картографы не разобрались, поэтому не рискнули нанести Черпянский Буерак и Одоньев Верх на свои исконные места.
Село Черепянь. Вид с правого берега Дона.
Так что, глиняные черепки, производные от корня «череп», к названию села не причастны. Хотя все эти слова, включая «черпак», единого корневого происхождения. Вместо легенд, здесь убедительно говорят документы. Этим древнейшим в мире черпаком мы символично зачерпнули историю на координатах 52 градуса 57.857 минут широты и 039 градусов 08.623 минуты долготы, из которого, вполне логично, вытекает «Черпянский боярак», ведущий к сельцу Черпяни, который сквозь века привёл нас всех в село Черепянь.
Николай СКУРАТОВ, член Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество», академик ПАНИ.
Опубликовано: 29.10.2015 17:17 | Просмотров: 2011 | Всего комментариев: 0