Казачьи поселения Лебедянского края - Лебедянь 48
Блог города Лебедянь



Казачьи поселения Лебедянского края

Казачьи поселения Лебедянского края

   Казачьи поселения Лебедянского края.

  История поселений Лебедяно-Данковского края подробно описана в документах (49):

 1. «Книга письма и меры Осипа Секерина да подьячего Добрыни Русанова 123-го (1614/15) году».

  2. «Лебедянская платёжница» начала 17 века.

  3. «Писцовая и межевая книга города Лебедяни и Лебедянского уезда 1627 – 1628 годов «письма, меры и межеванья» писца Григория Федоровича Киреевского. Подлинник».

Документы найдены и опубликованы Александром Гамаюновым в книге "Лебедянь в начале 17 века". Все ссылки и источники информации смотрите на сайте "Каменный Конь".

  Прямо о казачьих слободах начала века сказано:

  «Да на Лебедяни ж в уезде три слободы полковых казаков.

  Слобода Волотова Могила, да слобода Ольховская, да слобода Романов Рог.

  Слобода Волотовская на реке на Дону.

   Всего на Лебедяни и в Лебедянском уезде пятидесятников и рядовых казаков двесте дватцать человек, да стрельцов сто два человека, да пушкарей и затинщиков тридцать девять человек» (50).

 

Покровская слобода Лебедяни. Вид с улицы Ситникова на Тяпкину гору.

  В этих документах подробно описаны казачьи слободы уезда начала 17 века (51):

  «Да на Лебедяни ж на посаде слобода Покровская казацкая.

  А в ней церковь древяна клецки во имя Покрова Пречистые Богородицы. А в церкви Божие милосердье оброзы и ризы и книги и колокола и всякое церковное строенье попа Никона.

  Да на церковной земли поп Кондратей, проскурница Оксиньица.

  Да у той церкви на церковной земли старчики Ларко Сидоров, Тимошка Иванов, Селиванко Прокофьев да Ермачко Васильев да Мишка Мануйлов.

  Пашни и перелогу и дикого поля в покровских в козацких рубежах семнадцать чети без третника в поле, а в дву потому ж.

  Да в той жа в Покровской слободе девяноста шесть дворов жилых казацких, а людей в них то ж, опричь детей и братьи и племянников.

  Да в той жа слободе четыре двора пустых казацких.

  А земляного им окладу жилым и пустым по их скаскам и по обыском всего города за поповыми руками и по мере писцов двум пятидесятникам по двадцати по две чети, девяносту редовым казаком по двадцати чети человеку. Оклад их сполна пашни и перелогу и дикого поля две тысячи двадцать шесть чети в поле, а в дву потому ж, опричь церковной земли.

  Да на Лебедяни ж в уезде три слободы полковых казаков.

  Слобода Волотова Могила, да слобода Ольховская, да слобода Романов Рог.

  Слобода Волотовская на реке на Дону.

  А в ней храм Нарицаемые Пятницы древена клецки. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье попов Ефтифья да Степана и мирское.

   А у той церкви поп Ефтифей, поп Степан, дьячок Микитка Ильин, пономарь Илюшка Марков, проскурница Окулинка.

  В той жа слободе Волотовой пятьдесят дворов казацких, а людей в них то ж.

  А земляного им окладу по их списком и по обыском всего города за поповыми руками и по мере писцов одному пятидесятнику двадцать пять чети, четырьмя человеком десятником по двадцать по две чети человеком редовым казаком по двадцати чети человеку.

  Оклад их сполна тысяча тринадцать чети в поле, а в дву потому ж, оприч церковные земли.

  Слобода Ольховская.

  А в ней церковь Богоявления Господа нашего Иисуса Христа древена клецки. Божие милосердье оброзы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье попа Ивана и мирское.

  Поп Иван, дьячок Ивашка Перьфильев, пономарь Ларко Иванов.

  Да в той же слободе пятьдесят дворов казацких, а людей в них то ж.

  Слобода Романов Рог.

  А в ней церковь во имя Архангела Михаила древена клецки. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье мирское.

  А у той церкви поп Семен, дьячок Федько Агеев, пономарь Марко Семенов, проскурница Оринка.

  А в той слободе дватцать дворов казацких. А людей в них то ж, опричь детей и братьи и племянников.

  И с кем их казацкая земля смежна, и в коих местах и в урочищах их земли межа положена, и то писано подлинно под их слободою в Стрелецком приказе.

  Всего на Лебедяни и в Лебедянском уезде пятидесятников и рядовых казаков двесте дватцать человек, да стрельцов сто два человека, да пушкарей и затинщиков тридцать девять человек» (51).

  Досадно, казачьи и стрелецкие книги сгорели в московском пожаре 1736 года. Отдельные документы встречаются в нескольких архивах (52). Полковые казаки были государевыми людьми, имели служебные дома и земельные наделы, получали жалованье. Количество домов регламентировалось. В Лебедяни они составляли казачью сотню и две полусотни в Ольховце и Волотово, две десятни в Романово. Отмечены даже четыре пустых служебных дома в Лебедяни. Все сведения относятся к 1613 году, к моменту становления Лебедянского уезда.

  Крепость подробно описана в Писцовой Книге 1626 года:

  «Городище Лебедянское.

  На берегу реки Дону. А в место городища Малой острог дубовой, з дву сторон два рва. А в остроге пять башен. А под башнями двое ворота проезжие, да три башни глухих. Да тайник из города к реке Дону. А длина острогу вдоль пятьдесят сажен, поперег тридцать сажен. Да на башне колокол вестовой, а в нём весу восмь пуд и десять гривенок.

  Да в остроге ж саборная церковь древена клецки с папертью во имя Николы Чюдотворца, а в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Руссии.

  Да в остроге ж изба съезжая воевоцкая. Да тайник. Возле тайника тюрьма.

  Да в остроге ж погреб козенной, а в погребе зелья и ядра и пищали да пушка полуторная медная и всякие пушечные запасы.

 Да в остроге ж житница з государевым хлебом.

  Да двор воевоцкой.

  Да от Малого от Малово острогу Большой острог дубовой, а в нем сем башен. Да на острогу трои ворота: Егорьевские, а другие ворота Донковские, да третьи ворота Покровские. Да четыре башни глухих.

  А острог дубовой. А по мере около острогу от первых городовых ворот до городовой стены двесте сажень» (53).

  Крепость пришла в запустение и сгорела в 1703 году, о чём свидетельствуют переписные книги 1710 и 1716 годов: «Город Лебедянь в 703 году згорел и после того пожару не строен». Ров засыпали, а место застроили. К тому моменту сторожевая служба в Лебедянском крае исчерпала себя полностью.

  Крупный пожар случался в Лебедяни в 1662 году. Деревянный острог сгорел, но тогда его быстро отстроили.

  Казачьи слободы уезда за полвека не выросли, в этом не было необходимости, потому что «лишние» казаки уходили вниз по Дону вслед за границей Руси. В подтверждение, справку даёт «Собрание материалов для истории западного края Тамбовской губернии и епархии. Тамбов, 1878»:

  «1664 год. В селе Волотове слободе казацкой 50 дворов живущих, а людей в ней пятидесятников и десятников, и рядовых и сторожевых казаков 50 человек, да у них детей и братей и захребетников половинщиков 64 человека, и обоего в Волотовой слободе казаков и их детей и братей, и половинщиков, и захребетников 114 человек; пашни пахотные по обе стороны реки Дону 644 четверти в поле, а в дву потому ж; пятидесятнику 25 четвертей, десятником по 22 четверти, рядовым козакам по 2 четверти, и обоего 1013 четвертей в поле, а в дву потому ж, оприч церковной земли, оклад их сполна; сена меж поль и по заполью и по конец поль и по дубовым в их межах 4000 копен; лес Романцовский вопче со всем городом. А меж их слободы козацкой пашни паханой и Дикому полю и сенным покосам… от деревни Черепяни… на право к берегу реки Дону… а возле реки Дону низью берегом пригон животины до протока, что проток течёт из Семибратских колодезей…» (54).

  Казачьи гарнизоны, как утратившие своё боевое назначение, упразднила в 18 веке Екатерина Великая, потому что граница России отодвинулась далеко на юг, а разбойные набеги в Лебедянском крае прекратились. Жители казачьих поселений получили статус государственных крестьян, которые практически не отличались от крестьян крепостных. Часть последних казаков, самая лёгкая на подъём, переселилась на Хопёр, поэтому в наше время под Борисоглебском часто встречаются коренные волотовские фамилии. Деревянную церковь Нарицаемые Пятницы, построенную на свои средства, в 1803 году казаки разобрали и увезли с собой, а на её месте в 1883 году крестьяне построили кирпичный Троицкий храм.

  Память о былой славе и вольнице долго таилась в крови разжалованных казаков. Она в 1910 году взыграла и привела к знаменитому Волотовскому бунту. Поводом послужил несправедливый передел земли согласно новому закону, известному как Столыпинская реформа. До неё землями и угодьями владела крестьянская община. Земли числились в трёх категориях в зависимости от плодородия и назначения. Ежегодно производился их передел, а семейные паи распределялись по количеству мужчин в семье. Новый закон побуждал крестьян выходить из общины и получать наделы в пожизненную собственность. Самые шустрые и богатые быстро оформили лучшие плодородные участки. Остальные крестьяне, возмущённые такой несправедливостью, прогнали землемеров и вернули старые порядки. Для их усмирения Тамбовский губернатор Муравьёв прислал жандармов. При их приближении к селу, предводитель бунтарей Трушкин ударил в набат. Крестьяне разбросали на дороге бороны и попытались оказать сопротивление. Силы были слишком неравны. Бунтарей повязали и отправили в Елецкий острог. Но всё закончилось неожиданным образом.

  

Бунтари и их адвокаты под стеной Елецкого острога.

  Единственный раз в истории России адвокаты отстояли на суде правоту бунтарей, их всех оправдали и выпустили на свободу. Община вернулась к прежним порядкам и просуществовала до 1932 года, в котором из неё организовали сообщество нового коммунистического типа – колхоз.

  С той поры исчез и колхоз, испарилось и само понятие об общине, а в начальной школе села учится всего лишь пара десятков детей. За последние сто лет люди в сёлах нашего края больше не бунтовали, а, воспользовавшись правом на полную свободу, разбегались по городам в поисках лучшей доли. Желающих драться за паи и угодья больше не имеется. Теперь хозяйственная деятельность ограничивается только обработкой полей и вырубкой последних лесов.

В настоящее время в состав Лебедянского района входит село Слободка, основанное в начале 17 века, как казачья слобода, первоначально входившая в состав Бруслановского стана Елецкого уезда.

Все указанные выше казачьи поселения были поставлены над ключевыми бродами Дона и Красивой Мечи. Слобода Волотовская контролировала броды устьевой зоны Красивой Мечи и прилегающие к ней донские броды. Лебедянь охраняла броды в Казаках, на месте старого Казённого моста, исторический Гусин брод, известный из летописей о Куликовской битве, на месте нового Бетонного моста. Слобода Ольховецкая (село Ольховец) - брод на месте современного сельского моста. Под контролем казаков села Романов Рог (Романово) был донской брод на месте современного моста, построенного в точке перехода армии Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Вся информация подробно раскрыта на страницах документальной исторической книги "Свет забытой Непрядвы", опубликованной в полном объёме на сайте автора "Каменный Конь".

Статья входит в книгу автора, как 5 глава 3 раздела "Древнее казачество Лебедяно-Данковского края". Все ссылки и источники информации смотрите на сайте "Каменный Конь" или в документальной исторической книге "Свет забытой Непрядвы". Книга, рассчитанная на широкий круг читателей, подарена в библиотеки и продаётся в Лебедяни в магазине "Дон" по улице Интернациональной 10.

Николай СКУРАТОВ,

член Общероссийского Союза писателей "Воинское содружество",

академик ПАНИ.

Опубликовано: 07.07.2015 07:30 | Просмотров: 3621 | Всего комментариев: 0


Последние новости


   
Погода в Лебедяни
 
 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz