В настоящее время принята официальная дата основания Лебедяни с 1613 года. В этом году был издан указ о назначении в Лебедянь первого воеводы Л.А.Кологривова. Других более древних русских документов, в которых упоминается Лебедянь, как город, не обнаружено. Имеется косвенная информация, что на этом месте было некое поселение, следы которого ведут в первое тысячелетие. В основном, это случайные археологические находки во время рытья котлованов. Комплексного исследования территории не было, а с письменными источниками всё обстоит значительно хуже.
Первым под комментарий подпадает хорошо известный документ "Сказка московских дворян Вельяминовых" от 1628 года, в которой говорится, что они владели сельцом Лебедянское городище в 1605 году. В тот момент данное поселение имело статус сельца - это понятно и неоспоримо. Но название самого сельца красноречиво говорит о том, что это бывший город, носивший в прежние времена имя "Лебедянь", но пришедший в упадок или, в данном случае, разорённый завоевателями. Именно "городище", а не "Селище", к примеру, стоящее в устье речки Перехваль. А кто разорил ту древнюю Лебедянь? Варваров в предыдущие два столетия было достаточно много, начиная от разбойных набегов кочевников, и до крупных походов знаменитых полководцев.
В 1571 году Иван Грозный поставил на южных рубежах систему сторожей (застав), чтобы пресечь эти набеги. Некоторые из них были поставлены в Лебедяно-Данковском крае. В документе "О сторожевой, пограничной и польской службе..." описаны маршруты патрулей, места постановки застав, масса другой информации, но нет нигде упоминания о Лебедяни. Даже в описании маршрута 7-й сторожи: "7-я сторожа из Донкова на Дону на Ногайской стороне усть Скверны против Романцовского лесу от Донкова вёрст с сорок, а сторожем на ней стояти из Донкова четырём человеком, а беречи им налево от усть Скверны до Колодезя вёрст с пять". Расстояние отмеряли от старого Данкова до 1619 года, в котором город перенесли в устье речки Вязовки.
Понятно, что патрули ходили от устья речки Сквирни до Колодезя. А какой объект в документе назван Колодезем, причём именем собственным? Бесспорно, что это источник питьевой воды, это настоящий колодец, описанный в документах о Лебедяни начала 17 века. Если отмерить расстояние в пять вёрст от устья Сквирни налево по левому берегу Дона, то электронный измеритель с абсолютной точностью укажет, на описанный В. Бобровским родник под скалой, на которой стоит современная Лебедянь. В древней крепости к этому роднику в каменном холме был пробит ствол - колодец. Лебедянь ещё не возродилась, а о древнем колодце всегда помнили.
Почему в этих документах о сторожах от 1571-77 годов нет ни слова о Лебедяни? Получается, что в этот момент не существовало даже поселения, иначе в документе оно бы значилось. Значится мощный родник, который был хорошо известен своей необыкновенной силой и, надо полагать, холодной и вкусной водой. Этот родник появится в статье ещё раз, но в путешествии по истории от главной даты вперёд, к нашему времени. Возможно, что этот источник стал одним из дополнительных факторов возникновения города на этом месте.
Право ставить границу в 1571 году, надо было завоевать в жестокой вековой схватке с татарами. Эпоха Ивана Грозного - это эпоха успешной борьбы с ними. А причём здесь Лебедянский край? Через него проходили торные дороги с юга в русские земли, по которым прошли все завоеватели: Давлет-Гирей, Тамерлан, Тохтамыш, Мамай, Бегич. Всех не счесть. К примеру, соседний Данков уничтожался в тот период многократно и восстанавливался на старом месте. Последний раз был сожжён в 1618 году гетманом Сагайдачным. В 1619 году по указу Михаила Фёдоровича заложен на новом месте, в устье речки Вязовки и стал нести сторожевую службу уже с нового места. Только постановка застав прекратила разбойные набеги кочевников, а Лебедянь и край стали возрождаться. Вскоре, в 1605 году и появилось сельцо Лебедянское городище.
Сколько времени длился этот период опустошения? Без малого двести лет. Отсчёт периода самого сильного разорения края за всю его историю надо вести с Вожской битвы 1378 года. Летописец, описывая поход Тамерлана на Москву в 1395 году, отмечает: "Обапол Дона реки пусто вся сотворишу". Или опустошили обе стороны Дона. А до него в 1382 году прошёл Тохтамыш. А перед ним в этих местах в 1380 году была битва с Мамаем. По мнению историка Д.Иловайского, войска Мамая, которыми в Вожской битве 1378 года командовал Бегич, убегая после поражения, с досады сожгли города юго-запада Рязанского княжества Дубок, Переяславль и другие. Когда завоеватели шли с юга вдоль правого берега Дона по древнейшей Столповой дороге, то первой на пути им попадалась Лебедянь. А если шли по Муравскому шляху, потом в Ливнах поворачивали на Елец, разделавшись с ним, снова, на Лебедянь по дорогам междуречья. Хотя был ещё один вариант для походов в северные княжества, по Ногайской дороге и Татарской сакме, через Рясное Поле на Рязань и Коломну, или сразу в сторону Москвы. Могла уцелеть Лебедянь? Поэтому нет её в этот двухсотлетний исторический период даже в виде скромной деревушки, ни в документах, ни фактически.
Предыдущий период, протяжённостью лет в 140, можно характеризовать, как стабильный и довольно спокойный для жизни в Лебедянском крае. Период надо отсчитывать от нашествия хана Батыя в 1237 году и до Куликовской битвы в 1380 году, или до Вожской битвы в 1378 году. Батый уничтожил все поселения на своём пути, включая Рязань. Период хорошо описан историками. Останавливаться на нём нет смысла. В 2003 году, случайно, при проведении земляных работ, на месте нижней части города Лебедяни, в народе называемой "Водокачкой", к востоку от храма Рождества Богородицы было вскрыто захоронение множества погибших в первой половине 13 века. Археологи провели осмотр и сделали датировку, но не сделали выводов. Хотя множество беспорядочно лежащих останков этих погибших людей могло быть от завоевателя Батыя. Разве возможны другие варианты?
Батый продиктовал условия ига русским князьям в крепости Хэлэк, рядом с аулом Кызыл (Красное). В булгарских летописях документ носит название Хэлэк Джэртык. Черта Хэлэк в Лебедянском крае прошла по левому берегу Дона, по древнейшей границе расселения славян, известной ещё с первого тысячелетия. Смотрите раздел "Древние дороги Верхнего Подонья". Русские княжества попали под протекторат Золотой Орды и стали платить дань, но это принесло некую стабильность.
Разумеется, Лебедянь возродилась снова. Когда Мамай пришёл на Русь в очередной раз, то она значится в булгарских документах 1380 года под татарским именем Акказ, что переводится на русский, как белая казарка или лебедь. Маленькая речка Лебедянь, на которой стоял этот Лебедь, тоже называлась Акказ. Более того, брод, из "Сказания о Мамаевом побоище", так и называется Гусин брод. Вспомните: "Уже Мамай-царь на Гусин брод пришёл, и одна только ночь между нами, ибо к утру, он дойдёт до Непрядвы". Хотите - верьте, хотите - нет, а подробно все эти моменты смотрите в разделе "Свет забытой Непрядвы". Возможно, ваши сомнения развеются.
Продолжим путешествие за пределы даты нашествия Батыя, на момент, которой Лебедянский край входил в состав Рязанского княжества примерно с 1202 года, после смерти князя Игоря Святославича. По версии рязанских историков, с этого момента началась вторая волна заселения юго-запада княжества из рязанских земель. А само Рязанское княжество, по их мнению, заселялось в конце первого тысячелетия из Черниговского княжества северным маршрутом по Оке. Имеются ссылки на археологические исследования. Тем более что Черниговское княжество к этому времени прошло высшую точку периода расцвета.
Первое летописное упоминание о Дубке и Ельце относится к 1146 году. Под этим годом в Никоновской летописи записано: "Князь Святослав Ольгович иде в Рязань и быв во Мценске, и в Туле, и в Дубке, и на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку".
Так и хочется подправить летопись "и на Донку", тогда получится Донок - древнее имя Данкова из исторических документов. Что проку было отмечать сам Дон? Князь Святослав проследовал по городам своих владений, вероятно, по древнейшей Дрысинской дороге, предположительно, через брод на Красивой Мече у деревни Мочилки, потом через Михайлов и Пронск на Рязань. Этот маршрут прошёл севернее Лебедяни, поэтому и нет о ней упоминания. Но то, что поселение в этом месте существовало в тот период, сомнений нет.
С 2003 года идут вялые исследования нижнего города к югу от речки Городянки. За этот период произошла масса интересных находок, целенаправленно или случайно вскрытых. Площадь, которую занимал древний город, измеряется гектарами. Наиболее интересные находки случились летом 2003 года. Строители случайно откопали четыре византийские амфоры 12-13 веков. Установлено, что попали они сюда из Приазовья и хранились в погребе. На одной из них заметны следы пожара. Рядом - захоронение тел погибших, о которых говорилось выше. На этой территории обнаружена керамика донских славян роменско-боршевской культуры 8 века, стоянка людей раннего железного века. Присутствие боршевцев обнаружено и в верхнем городе при рытье котлована для здания больницы в 2002 году. Торговлей было удобней заниматься в нижнем городе, а обороняться в верхнем. Эти находки говорят о том, что торговый путь продолжал работать в это время. Некоторые авторы утверждают, что торговый путь пришёл в упадок в 11 веке, потому что южные области заселили свирепые половцы, и плавать по Дону стало опасно. Как бы то ни было, но в период, начиная с 8 века, славянское поселение на месте современной Лебедяни было и процветало, а на торговые караваны покушались всегда, даже в наши времена.
Целая масса историков утверждает, что заселение Верхнего Подонья шло из Черниговских земель, начиная с 8 века. Население двигалось из Днепра по реке Сейм с переходом в Быструю Сосну, а далее по Дону. В 2012 году дату заселения Верхнего Подонья пришлось уточнить после выхода книги Григория Земцова "Липецкий край в 3-5 веках", в которой опубликованы результаты раскопок по реке Сосне и вверх от неё по Дону. Их результат неоспорим: поселения древних славян возникли здесь с 3 века, а пришли они как раз из Черниговского княжества. Об этом говорят предметы быта и устройство жилищ. Древнее свидетельств пока не найдено. Многочисленные экспедиции вели раскопки курганов и стоянок древнего человека по обширному, прилегающему к Лебедяни региону.
***
А теперь пришло время древних легенд и версий о происхождении имени Лебедяни. Первая из них утверждает, что имя Лебедяни пошло от красивых птиц лебедей, которые водились на озере Великое Лебединое, из которого в те времена вытекала речка Лебедянь (современная Городянка). Версия красивая, но сомнительная. От города далековато. Да и сильной поэтикой должны были обладать древние лебедянцы, чтобы смотреть в небо, считать лебедей и восторгаться ими.
В переписной книге И.А.Домогацког за 1709 год об окрестностях Лебедяни говорится: "А с одной стороны того города на полдень степь, на восток степь же и леса, и к западу леса и да озеро Великое Лебединое". Само существование озера, в прошлые века, вызывает сомнение. По моему мнению, это легенда. Почему от "Великого" озера не осталось никаких следов? С возвышенности, которая служит водоразделом Дона и Красивой Мечи, кроме Городянки, берут начало несколько больших оврагов. Само существование даже небольшого озера на вершине водораздела рек с отметкой 212 метров вряд ли было возможно. А тут это озеро должно было питать ещё и речку? На карте Лебедянского уезда 1790 года, всего лишь через 80 лет, обозначена речка Городенка, а никакое озеро не показано. Возможно, Домогацкий записал легенду со слов местных жителей, а вот картографы наносили на карту фактические объекты, и как минимум, должны были отыскать истоки речки.
Традиция давать имена новым поселениям по имени владельца или основателя всегда существовала на Руси или в России. Вспомните для примера, кто основал Киев, Владимир или Ярославль? Имена птиц в названиях тоже встречаются.
Вношу свою собственную версию. Имя Лебедяни принесли не красивые птицы лебеди, а человек с таким именем собственным, но, тем не менее, лебединым. Этого князя звали Лебедян! Теперь об этом по-порядку.
Идея, что имя пошло от страны, носившей название "Лебедия" и перешло на имя города, стоявшего на её окраине, возникла в публикациях тамбовских историков. Сначала её выдвинул А.С.Хомяков, потом подхватил А.Н.Норцов и опубликовал в конце 19 века, в статье "Путь солнца в процессе мирового движения", в книге "Известия Тамбовской учёной архивной комиссии". Вып. 53, ч.1, с. 270-271. В начале 20 века с ней соглашался историк П.Н.Черменский. Все они предполагали, что имя города происходит от родственных славянских имён Лыбедь и Лебедь, которые связаны с названием "Лебедия" - так называлась территория междуречья Дона и Днепра, на восточной окраине которой и была основана Лебедянь. Они указывали как на географическую близость расположения Лебедяни к указанной местности, так и на созвучие её названия с названием города. Какой исторический источник они использовали, осталось неизвестным.
Книгу "Об управлении империей" византийского императора Константина Багрянородного нашёл в Интернете современный краевед Кирилл Надов. Затем он опубликовал статью, в которой категорически отверг "Лебедию", как источник версии названия Лебедяни, называя это опиской, мифом и т.п. А парадокс заключается в том, что он, отрицая, сделал главное - нашёл первоисточник, который подтвердил эту версию. Император говорит: "Знай, что народ турок имел древнее поселение близ Хазарии в местности называвшейся Леведия - по прозвищу их первого воеводы. Этот воевода прозывался личным именем Леведия". Упомянутый в тексте народ "турки" относится к предкам мадьяр, поселение которых в Леведии, предположительно, датируют 700 годом. Возможно, что из этих мест они переселились на территорию современной Венгрии. В книге императора не указано дат, касательно этих турок, а описано всё приблизительно, по легендам, существовавшим в его времена, потому что могло пройти несколько столетий от тех времён. Сразу следует отметить, что в словах Лебедия и Леведия буква в латинском и русском алфавитах одинакова для написания и это могло быть причиной разночтения. К примеру, Babilon - это Вавилон, а Barbara - это Варвара. Даже это не главное. Часто названия имеют несколько вариантов, тем более в этом случае вполне созвучных. Очевидна неправильная трактовка имени князя как "Леведия", переделанное в имя женского рода по прошествии веков. Кроме того, в книге говорится, что эти турки жили рядом с хазарами, которые основали свою столицу Саркел на Дону. Археологи локализуют Саркел в районе Большой Донской Луки на месте посёлка Белая Вежа. В устье реки Воронеж исследован древний подземный город хазар. По картам расселения народов в первом тысячелетии, южная граница обитания угорских народов, к которым относятся предки мадьяр, проходит как раз выше устья Воронежа, а селились их племена северо-восточней. Здесь и заканчивалась эта Леведия - Лебедия, в перекрёстке расселения хазар, славян и угорских народов. Западней, начиная от реки Дон в Лебедянском крае, в сторону Чернигова и Киева показаны славяне и прочерчена граница Киевского княжества.
В книге отмечено ослабление государства хазар, а потом и турок. Если говорится о том, что правил турками Леведия и его звали к себе княжить хазары, то это наводит на мысль, что князь мог быть киевским, а народы были под его протекторатом. Тем более, что Леведия, по мнению императора Константина, располагалась между Доном и Днепром. Куда ни кинь, а получается как раз в землях киевского княжества.
Известна легенда об основании Киева князем Кием. Она гласит, что Кий, его двое братьев Щека и Хорив и сестра их Лыбедь высадились на берегу Днепра, где основали Киев. Там даже красивый памятник стоит в их честь и по случаю такого события. Тут становится понятным, откуда к тамбовцам прилетели эти "Лыбедь и Лебедь".
Наконец, настал торжественный момент открыть "Велесову Книгу", введённую в научный оборот академиком Ю.К.Бегуновым, в предисловии к которой он написал: "...до основания Киева (430 г.) Кием и княжении там его рода: Славерь - Верен - Сережень до 880-х годов, когда Олег Вещий стал киевским князем". И ещё, в самой книге: "И тут Кий умер, тридцать лет владев нами. А после него был Лебедян, его же называли Славерь, и тот жил двадцать лет".
Тамбовские историки не знали о существовании киевского князя Лебедяна и "Велесовой Книги", которая была обнаружена Али Изенбеком в 1919 году, а публиковаться начала с 1966 года. "Велесова Книга" принесла много новой информации по истории славян, которая в чём-то противоречит устоявшимся историческим канонам, поэтому вызвала споры среди историков. Автор, как лебедянец, при прочтении книги, сразу же обратил внимание на имя киевского князя, созвучное названию города. Вот он легендарный Лебедян - основатель Лебедяни и правитель Лебедии в 460-480 годы! Как раз 5 век, раскопанный Земцовым!
Сделаю предположение, что поклонение необычным идолам в Красном Буераке и государственные дела привели Лебедяна в наши края. О существовании статуй идолов в ключевой точке дорог люди знали. В этом нет сомнения. Смотрите www.proshkolu.ru/user/NikolaiSkuratov/blog/72441/ . Знали ли о них киевляне? Что религиозные символы имеют притягательную силу, хорошо известно. Древние славяне были идолопоклонниками - не новость. Особенно сильное развитие эта религия получила в Киевской Руси. Лебедян мог основать опорный пункт государства на восточной границе и назвать своим именем, согласно традиции. Если вам довелось бывать в Киеве и смотреть с высокого берега Днепра на восток, то сразу вспоминается маленькая родная Лебедянь на высокой скале и похожие ландшафты за Доном.
Лебедия закончилась в 880-х годах вместе с правлением династии Кия. Константин Багрянородный правил в середине 10 века, лет через семьдесят от этой даты. Он записал ещё свежие легенды. Информация о князе с таким именем говорит в пользу моей версии, что здесь правил киевский князь Лебедян, который вряд-ли был мадьяром, но попал в историю через императора Константина - это раз, а через "Велесову Книгу" - это два. А это уже, становится историческим фактом!
***
А теперь можно вернуться к нашему времени, но отсчёт будет прямой от цифры 1613. Не стану перепечатывать всю историю этого периода Лебедяни. Она неплохо описана исследователями, потому что с момента присвоения Лебедяни статуса города, в архивах появились документы. Но путаница в трактовке дат и событий существует и в наше время. Остановлюсь на некоторых моментах, в которых попытался разобраться. Открытие лебедянского Каменного Коня добавило новую информацию к пониманию древней истории Лебедяни. Принесло массу новых документов, которые дают возможность исправить некоторые ошибки других авторов и даже изменить трактовку исторических событий, схему прохождения границ государства. Смотрите статьи на сайте " Каменный Конь".
Существует странный запутанный вопрос с названием речек в Лебедяни: Лебедянь - Городенка - Городянка - Лебедянка. В "книге Большому Чертежу" от 1627 года прямо говорится: "С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча, на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила". Расстояния в верстах надо умножить на 1,6, и получим их в километрах, тогда они сойдутся. Хорошо известно, что от Лебедяни до Данкова 32 км, а от Лебедяни до устья Красивой Мечи 13 км. Курган Волотова Могила стоит на правом берегу Красивой Мечи, на высоком месте в Удриках, на расстоянии около километра от устья. Он был исследован в конце 19 века тамбовскими учёными. Очевидна ошибка: "река Быстрая Меча", которая так никогда не называлась. Возможно, ошибка возникла из аналогии с рекой Быстрая Сосна. Зато место Лебедяни и речки Лебедянь указано с абсолютной точностью, что согласуется со сведениями из булгарских летописей.
Лебедянь всегда стояла на своём нынешнем месте. Об этом говорят археологические находки. И Городянка называлась Лебедянь. И у татар она тоже значится как Акказ, в переводе на русский - Гусь или Лебедь. Да и вытекала она по легенде из озера Великого Лебединого. Тут сомнений быть не может, а названия города часто получают от речек, на которых стоят. А это ещё одна версия. Может, и князь Лебедян получил прозвище от неё?
Почему же в наше время речку Лебедянь называют Городянкой? Когда и почему поменялось название? В публикации Кирилла Надова имеется версия на этот счёт. Он предполагает, что название Городенка за рекой закрепилось после устройства через неё моста в районе устья на городнях - земляных опорах, обложенных камнем в конце 17 века. Версия хорошая. В документах имеются сведения, что в 1698 году стрелецкий и казачий голова Иван Кузьмич Кузьмин по прозвищу Тяпка устроил въезд на Тяпкину гору. Вероятно, что въезд и мостик через речку Лебедянь были сделаны в комплексе, а поврозь их устраивать было трудно и не имело смысла. Сначала стали звать "Городня" - речка, которая течёт под этими городушками, а потом картографы отредактировали её имя, как принято в таких многих случаях, от слова "город". Получилась речка, текущая через город - Городянка.
Непонятно теперь, откуда взялась ещё одна "лебединая" речка - Лебедянка? Возможно, она там была с древности. Названия, конечно, похожие, но разные. Лебедянь течёт через Лебедянь, а Лебедянка под Лебедянью. Может, поэтому так легко прижилось новое название - Городянка, потому что людям надоела путаница.
Исторический родник существовал в Лебедяни под скалой немного выше устья нынешней Городянки. По свидетельству В.Бобровского, опубликованного недавно, этот мощный холодный родник поил водой всю Лебедянь, и к нему был проделан Турецкий спуск, по которому воду возили в бочках вверх на скалу. В наше время родник иссяк, возможно, потому что в устье Городянки, в середине 20 века, были пробурены артезианские скважины, из которых вода пошла в верхний город. Место с той поры стали в народе звать "Водокачкой". По моему мнению, эта мощная водокачка сильно понизила уровень грунтовых вод рядом с родником, поэтому он иссяк, а точнее, утёк в Лебедянь по трубам.
Именно об этом древнем и теперь забытом роднике имеется упоминание в документе 1571 года "О сторожевой, пограничной и польской службе...", который процитирован выше. В документе родник называется Колодезем.
Этот родник или колодец попал в документы ещё раз в 1657 году в форме доклада воеводы Гаврилко Пасынкова (А.И.Гамаюнов, стр.129):
"А тайник землёю не засыпан, и тайничный колодезь обвалился. Воды в нём нет".
Эти свидетельства говорят о важности данного источника во все времена существования Лебедяни, вплоть до 20 века.
Если подвести итоги, то получится, что Лебедянь существовала с пятого века, если считать её основателем киевского князя Лебедяна (он же Славерь), и как минимум с 8 века по археологическим находкам. Стояла она на современном высоком месте изначально и прекращала существование лет на двести в период борьбы с Булгарским государством.
Список использованных источников:
1. Газета "Лебедянские Вести", вкладыш в неё "Лебедянская Летопись".
2. Мифы древних славян. Велесова Книга. Кайсаров А.С. и др. Саратов, "Надежда", 1993 год.
3. Куликовская битва в свете булгарских источников, ответ Рустаму Набиеву. Бегунов Ю.К., Нурутдинов Ф.Г.-Х.
4. История Рязанского княжества. Иловайский Дмитрий.
5. Лебедянский Каменный Конь из устья Красивой Мечи. Авторская статья www.proshkolu.ru/user/NikolaiSkuratov/blog/72441/
6. Статьи Николая Скуратова на сайте kamenny-con.narod.ru
7. Лебедянь в начале 17 века. А.И.Гамаюнов. 2013 год.
Статья опубликована в номерах 107 и 108 газеты «Лебедянские Вести» от 20 и 23 сентября 2014.
Николай СКУРАТОВ. Май 2015.
Опубликовано: 16.05.2015 17:42 | Просмотров: 2106 | Всего комментариев: 0