Серенады Подонья - Лебедянь 48
Блог города Лебедянь



Серенады Подонья

Серенады Подонья

        Серенады Подонья.

  В последние десятилетия птичий мир Лебедянского края изменился. Люди покидают деревни, а берега рек и пустыри, оставшиеся от разрушенных домов, постепенно зарастают деревьями – природа берёт реванш. Эти заросли заселяют птицы, песни которых радуют местных, не покинувших деревню жителей. Но птичий мир также продолжает нести урон. Последней жертвой прогресса пали скворцы. Они больше не радуют нас своими песнями с 80-х годов 20 века. Их потравили в Северной Африке за то, что наносят большой урон виноградникам. Скворцы прилетали туда на зимовку как раз в пору созревания плодов и питались виноградом. Скворечники у нас перестали делать или в них теперь поселяются воробьи.

  Первыми, из числа мелких певчих птиц, в наши края прилетают трясогузки и жаворонки. Трясогузки появляются неожиданно. Когда они начинают свою длинную песню «тизи-тизи-тизи…», то начинаешь вспоминать, как давно ты их не слышал, кажется, что они и не улетали. Жаворонки прилетают сразу, как только потечёт талая вода с полей, и едва покажутся первые проталины. Их прекрасные песни, после зимней тишины и покоя радуют сильно. Не зря наши предки поклонялись жаворонкам, посвящали им специальную ритуальную выпечку и считали, что они уносят в рай души умерших.

Удрики над Красивой Мечой в предзимье.

  В мае месяце наступает соловьиное время. Если вы любите слушать птичьи концерты, то лучшего места, чем левый берег Мечи, найти трудно. Надо оказаться весной, в майскую пору цветения черёмух напротив Красного Холма у подножия кургана. Считайте, что вам повезло, и вы попали на конкурс исполнителей соловьиных песен.  Огромной эстрадой служит гора Удрики, нависшая над Красивой Мечой севернее Тютчево, покрытая редкими кустами черёмух, диких яблонь и, особенно, колючих груш, в которых птицы устраивают гнёзда. Невидимые исполнители занимают позиции длиной более пятисот метров.

  Солисты стараются наперебой друг с другом, а мощность их голосов нарастает с приближением вечерних сумерек, которые наступают здесь раньше, потому что высокая гора прикрывает зарево закатного неба. Количество разнообразных трелей подсчитать трудно, наверное, нужно иметь хороший музыкальный слух. Сложность в том, что едва успевает один солист закончить свою трель, как другой с азартом подхватывает эстафету, а немного в стороне ему помогают третий и четвёртый…, а потом первый начинает повторное выступление, но с новой песней. Ну, кто ему запретит? Таковы соловьиные правила. У солистов разный тембр голосов, как и у людей. Не успеваешь всё запоминать и сравнивать. Такого нет нигде в мире. Разными трелями, которые не мешают друг другу, звучит вся огромная гора высотой в шестьдесят метров, наклонённая над рекой. Чистый звук излучается в сторону, а не в небо, как повсюду, отражается водной гладью Красивой Мечи и усиливается, приобретает сочные обертоны. Неожиданно откуда-то появляется плутовка кукушка и начинает пересчитывать всё подряд без разбора: все птичьи гнёзда, спрятанные в кустах, солистов, количество разных мелодий и трелей. Задачка для неё явно непосильная. Кукушка скоро сбивается со счёта и начинает пересчёт сначала. Но решающее слово сегодня за вами. Вы сегодня представляете жюри: выбирайте победителя!

Красивая Меча, вид от устья.

  Что-то странное и смешное заключается в том, что знаменитые донские лягушки тоже пытаются участвовать в этих концертах и подражать солистам. Им далеко до совершенства, но мелодии у них определённо получаются! А может, соловьи копируют мелодии лягушек? Точно не скажу. Лягушачьи концерты оригинальны по-своему. В них слышны выступления самых громких солистов, а вся тысяча голосов сливается в великолепный хор. Оригинальность выступления в том, что оно проходит, передаётся как эстафета волной по реке от одних исполнителей к другим. Одни излучают свою мелодию, а другие её подхватывают, а первые замолкают. Они никогда, почему-то, не поют на всей реке сразу? Появляется мелодия с верховья и приближается, нарастая лавинообразно и форсируя звук, поравнявшись со слушателем, достигает апогея и уходит вниз за горизонт. На минуту наступает тишина, а потом всё повторяется снова и снова, волна за волной. Концерт может длиться весь вечер. Могут звучать и неподражаемые сольные выступления. Соловьи чудными звонкими песнями обольщают своих подруг, а вот зачем нужно донским лягушкам хоровое, волнообразное пение? В этих концертах есть что-то родное, и прелесть, и очарование!

Удрики осенью.

  Необычные птичьи гастроли наблюдаются в периоды сезонных перелётов. Можно подумать, что через устье Мечи проходит стратегическая перелётная дорога с юго-запада на северо-восток. Возможно, гигантская буква «У», нарисованная руслами Дона и Красивой Мечи, служит для птиц хорошим навигационным знаком. Высоко в небе над Куликовым Полем пролетают огромные разветвлённые косяки лебедей, диких гусей, журавлей и уток, в составе которых можно насчитать несколько сотен особей. Крики пролетающего косяка слышатся издалёка. Если проследить за маршрутом, то заметно, как он придерживается ленты Дона, который в этом месте делает крутой поворот.

  Вдруг появляется стая мелких птиц, украшенных цветным оперением, в которой счёт идёт тоже на сотни, садится для отдыха на прибрежные кусты у реки. Кажется, пернатых больше, чем оставшихся последних жёлтых листьев. Через минуту роща взрывается хоровым пением, словно по команде невидимого дирижёра. Прощальные концерты во время перелётов поздней осенью – самые звонкие. Особенно певцы стараются, если видят появление человека. Стая поёт несколько минут, потом перелетает в соседние заросли и продолжает выступление.

Панорама Красивой Мечи с вершины Удриков.

  За мелкими птицами ведут охоту степные соколы-сапсаны. Они постоянно парят над Удриками и окрестными полями. Если ваше терпение наблюдателя окажется крепче усердия птицы – охотника, то можно засечь падение сокола камнем вниз на добычу и даже увидеть удачный результат, который он уносит в лапах.

  Но царь этих мест почтенный ворон. Пара элегантных птиц устроила гнездо в железобетонной трубе-опоре линии электропередач, стоящей посреди поля. Едва растает снег на полях, а в гнезде уже подают голос птенцы. Потом, через определённое время, настаёт время вылета выросших воронят. Молодая птица встаёт на край трубы-опоры и начинает разминать, пробовать крылья. Несколько минут машет вхолостую – потом прыжок вниз и первый раз в жизни опора на свои широко расправленные крылья, неуверенное планирование, несколько взмахов и удача – идёт набор высоты! Больше меня, их первому полёту радуется старый ворон, который закладывает потрясающие фигуры высшего пилотажа вокруг воронёнка, подбадривая его. Птенцов может быть несколько и все слетают из гнезда друг за другом. В последующие дни можно наблюдать совместное величавое парение гигантов над полями. Иногда они забираются на такую высоту, что уже с трудом различаются, превращаясь в маленькие точки. Домой, в старое гнездо, через некоторое время возвращается только старая пара и до осени выращивает ещё один выводок.

  Круглый год вороны не покидают родных мест и, кружа зимой над домами, клекочут нам легенды и седые былины…

Удрики зимой.

  Николай СКУРАТОВ, участник литературного клуба «Лебедянь», член Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество». Май 2015.

Опубликовано: 08.05.2015 14:01 | Просмотров: 1047 | Всего комментариев: 0


Последние новости


   
Погода в Лебедяни
 
 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz